Японские бомжи — самые опрятные и скромные
бездомные в мире. Они не связываются с криминалом, не злоупотребляют алкоголем
и наркотиками. Их считают не отбросами общества, а подсознательными
художниками. Со своей застенчивой благовоспитанностью они строят безупречные
убежища, которые называют шедевром импровизации и триумфом изобретательности.
С 23 сентября до 1 января 2007 года
выставку "Дома за ноль иен" (0 Yen Houses) можно увидеть в Канаде, в
Ванкуверской художественной галерее (Vancouver Art Gallery). В описании
экспозиции сказано, что название выставки говорит о суровых экономических
реалиях, которые и стали причиной появления на свет многих из этих зданий: ноль
иен — истинная цена большинства построек. А работы токийского художника Кёхэя
Сакагути (Kyohei Sakaguchi) — это "исследование значения нетрадиционной и
неофициальной архитектуры".
28-летний Сакагути последние несколько лет
изучал жизнь бомжей в японской столице, точнее — пристально интересовался
разнообразными типами временного и полупостоянного жилья, построенного
бездомными (по большей части, 50–60-летними мужчинами) в общественных местах
Токио.
Художник выяснил, что домики из найденного
на мусорке хлама нередко построены чрезвычайно умно, изобретательно и
практично. Поэтому он решил выдвинуть субкультуру на первый план, показав
необычный подход к архитектуре, основанный на комбинации неотложных
потребностей и доступных ресурсов, чёткого видения цели каждого владельца и их
различных стратегий (к примеру, в некоторых случаях здания были построены для
продажи).
Кёхэй скрупулёзно (впервые, кстати)
документировал органические формы народной архитектуры: провёл фото— и
видеосъёмку, разузнал технические детали, собрал чертежи и рисунки. В
результате Сакагути написал о своём исследовании книгу и собственными руками
построил несколько домиков по проектам бомжей. Эти домики, наряду с
фотографиями "зданий", которые воссоздать не удалось, он и продемонстрировал
общественности.
Как вам нравится это устеленный ковровой дорожкой парадный вход в апартаменты? (фото Kyohei Sakaguchi). |
Зрители увидели архитектуру, созданную
инстинктивно, без оглядки на устоявшиеся нормы, требования и эстетические
критерии.
Публика поразилась. Даже эксперты сказали,
что создания бомжей тщательно продуманы и проработаны, воплощают в себе
простоту вкупе с функциональными возможностями. Также в постройках
просматриваются глубокие корни строгой дзен-буддистской традиции.
Главным элементом выставки является копия
небольшого строения, которое художник обнаружил в 2000 году на берегу реки в
центре Токио.
Опять же хозяев этих жилищ трудно в чём-либо упрекнуть – они старались как могли, это видно (фото Kyohei Sakaguchi). |
Этот домишко принадлежал безработному
инженеру, который раздобыл где-то дешёвую солнечную батарею и благодаря ей
обеспечил свою жилплощадь энергией для освещения, работы телевизора и радио.
Безработный мог пользоваться электричеством по шесть-семь часов ежедневно!
Кроме того, домик инженера, как и
некоторые другие аккуратненькие жилища токийских бомжей, является портативным:
он создан с расчётом на быструю разборку в случае появления полиции и на
быструю сборку на новом месте несколько часов спустя.
Кстати, о стражах порядка. В Японии, где
бомжей примерно 25,3 тысячи (данные 2003 года), полицейские заранее
предупреждают бездомных о визите, так что "уличные люди" успевают
сложить, перетащить или спрятать свои постройки.
А здесь разбит настоящий сад. Портативный, правда (фото Kyohei Sakaguchi). |
Вариант — картонный дом на колёсах, хозяин
которого, прознав о скором появлении инспекторов, отвозит его в безопасное
место целиком.
Но беспокоит самодеятельных архитекторов
не только полиция. Один бомж установил своё скромное местожительство на
1,5-метровые сваи — на случай наводнения.
|
||
Есть и экстраординарные примеры. Один
пожилой японец имеет самодельный двухэтажный дом под скоростной
автомагистралью, с системой караоке на нижнем ярусе. Другой живёт в убежище,
являющемся секцией подземного трубопровода. Третий обитает в неиспользуемом
резервуаре для воды на крыше.
Как бы там ни было, внутри жилищ японских
бездомных чаще всего царит безупречная чистота. Пол некоторых
"зданий" устлан традиционными татами, рядом с другими разбиты садики
с камелиями и карликовыми деревьями в горшках.
Да, чтобы было красиво, бездомные
кое-какие материалы иногда покупают, — ведь они продолжают работать и
зарабатывать, — только вот на нормальное жильё денег им не хватает.
"В мире, где большинство живёт в
выпускаемых серийно бетонных коробках, домики за ноль иен — бесценные
произведения искусства. Они имеют право на признание", — утверждает Кёхэй
Сакагути, который уже ведёт переговоры о персональной выставке с руководством
британских и американских художественных галерей.
Практически все "здания" завешены голубой плёнкой. По-видимому, это один из самых доступных и надёжных материалов (фото Kyohei Sakaguchi). |
К слову, на родине художника работы
Сакагути, кажется, вызывают некоторое замешательство и дискомфорт. Но Кёхэя это
не слишком беспокоит.
"Современные архитекторы делают и
продают людям только коробки, — повторяет он. — Однако дом должен быть частью
вас самого, как ваша одежда или ваши волосы. Когда вы проектируете собственный
дом и создаёте его своими руками, он действительно становится частью хозяина,
становится живым".
Как мы видим, Сакагути уверен, что
нынешним проектировщикам есть у кого поучиться.
(источник www.sciencer.ru)
Комментариев нет:
Отправить комментарий